ФЛАМЕНКО - ЭТО КРИК
Крик, плач - первооснова и пафос фламенко. Нет крика - нет фламенко. (Х.Кортес)
Поэзия для Лорки — это всплеск и крик. В песнях «Канте хондо» мало слов, вместо них зов сердца. Каждая песня начинается с протяжного «ай-ай-ай». Этот пронзительный крик, с модуляциями и фиоритурами, не столько жалоба, сколько призыв к слушателям, который собирает вокруг певца людей, захватывает и завораживает их, чтобы они вслушались в то, что прозвучит дальше. В первой же строфе «Поэмы канте хондо» тоже звучит повторяющийся рефрен-крик: Ай!
Здесь у Лорки «Ай!» — это жалоба, в этих поэмах ищет своего выражения самам суть андалузской души. Здесь с огромной силой выражено то, что поэт называет «жалобой Андалузии»: это и тишина, что «обегает волною» ее долины, и рыдание гитары — «гитара начинает всхлипом». (http://www.garcia-lorca.ru/poet/poema-o-kante-hondo.html)
КРИК
Эллипс крика
пронзает навылет
молчание гор,
и в лиловой ночи
над зелеными купами рощ
вспыхнет черной радугой он.
А-а-а-а-ай!
И упругим смычком
крик ударил
по туго натянутым струнам,
и запела виола ветров.
А-а-а-а-ай!
(Люди в пещерах
гасят тусклые свечи.)
А-а-а-а-ай!
(Перевод Г. Шмакова)
EL GRITO
La elipse de un grito,
va de monte
a monte.
Desde los olivos,
será un arco iris negro
sobre la noche azul.
¡Ay!
Como un arco de viola,
el grito ha hecho vibrar
largas cuerdas del viento.
¡Ay!
(Las gentes de las cuevas
asoman sus velones)
¡Ay!
Фото: Stéphane Barbier